Русь безумная: краткая история юродства
и святая оппозиция морали
500 лет назад на Руси, на городской улице или сельской дороге, встречались персонажи, непохожие ни на кого внешне и такие же загадочные внутри. Их называли юродивыми, рукотворными безумцами, больными и святыми одновременно. Они отказывались
от материальных благ и шли шокировать народ своими выходками — бегом без одежды, несвязными воплями и вторжением в личное пространство сограждан. Цель такой откровенности — заставить общество задуматься о жизни, взглянуть на темные стороны души через пример другого.


Хоть внешне они и казались опасными пришельцами, внутри у многих сидели благие мотивы. Из инструментов у юродивых были только эпатаж, небрежный внешний вид и непостижимая фантазия. Несмотря на скудный арсенал, амбиции взывали к духовному просвещению
и улучшению социально-политической среды. И вот, откуда пошла мода на городских сумасшедших.
Первое проявление безумия
Еще до Христа пророки Ветхого Завета привлекали внимание окружающих к покаянию
перед всевышним через эпатажное поведение. Исаия ходил нагим 3 года, говоря тем самым
о грядущем плене египтянами. Осия намеренно женился на падшей женщине, показывая неверность израильтян их богу. Иезекииль ел хлеб на коровьей лепешке, а тарелкой выбрал камень, что отсылало к Иерусалиму в осаде. Уже тогда можно было заметить экстравагантную подачу и метафорическую отсылку, цель которых — обратить как можно больше глаз
на причины и следствия людских бед. Подобные случаи встречались и в античном мире, ярчайший пример — философ Диоген Синопский.

Большинство юродивых основывали свои безумства на посланиях Апостола Павла. Они стали значительной частью христианского богословия в Новом Завете и говорили о необходимости следовать пути Иисуса. В одном послании Павел призывает:

«Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем,
тот будь безумным, чтобы быть мудрым»


Больше всего юродивых история помнит на Руси после ее крещения. И сегодня православная церковь почитает 36 таких имен. Первый из известных — Прокопий Устюжский, приехавший
с Европы, а самый прославленный — Василий Блаженный, чьим именем в народе называют московский Покровский собор.


Особенности поведения юродивых
  • Строго аскетический образ жизни
  • Отрицание общепринятых моральных устоев
  • Религиозность и набожность
  • Вызывающий эпатаж
  • Отсутствие денег и работы
  • Попрошайничество
  • Малоприятный внешний вид
  • Жажда странствий

Юродивые поражали и народ, и царей. Например, Иван Грозный трепетно относился к таким безумцам: когда его обругали и предсказали смерть от молнии, царь просил молиться,
чтобы избежать такой участи.

Юродивые считали себя слугами общества и высших сил, и заставляли других задуматься
о совести, морали, обо всех плохих поступках и привязанности к вещам. Естественно,
это видела и власть. Управленцы всех уровней понимали силу рукотворных безумцев
и зачастую не вмешивались в их жизнь, некоторых даже приглашали ко двору. Тот же Иван Грозный любил беседовать с юродивыми перед принятием решений. Люди того времени считали, что это божественное откровение, посланники бога и вообще святые. Такой имидж поддерживался и за счет сакральности — никто не давал ответов и не старался объяснить поступки, что только укрепляло ореол таинственности.
XIII–XVI века — время самого яркого проявления религиозного сознания на Руси и период политических землетрясений. Это и борьба с татаро-монголами, и объединение русских земель вокруг Москвы, и правление Ивана Грозного. Чтобы пережить такие потрясения, народ объединялся вокруг религии и безумия, отражением которых были юродивые.

История Василия Блаженного проводит нас как раз через эти события. Самый известный безумец родился при Иване III, а умер спустя 90 лет при Иване IV. Его семья происходила
из предместий Москвы и имела статус благочестивых христиан, тихих и набожных. Семья отдает молодого Василия в ученики к сапожнику, где и раскрывается его настоящий талант.

Однажды в их мастерскую пришел клиент и заказал несколько пар обуви. Василий начал громко смеяться. Когда его спросили, в чем дело, он назвал заказ странным, ведь человек
всё равно не успеет обкатать обувку. Никто ничего не понял, но на следующий день заказчик умер. Все, включая самого Василия, тотчас уловили связь между событием и сказанным ранее. Так провидец ушел от сапожника и стал юродствовать.

Он отказался от одежды и дома, и ушел скитаться по городу. Там его боятся, им восхищаются, но все без исключения принимают за святого. В поступках он непредсказуем. Иногда Василий подает купцам милостыню. На смех богачей он отвечает: «пригодится». После чего купец разоряется. Василий устраивает погром в лавке, и другой купец признается в недобрых делах. Юродивый бросает камни в дома, а другие дома целует. И отношение к жителям меняется.

Почитание Василия становится официальным спустя 30 лет после смерти, его причисляют
к святым. Невозможно утверждать, что этому послужило — то ли социальный статус
и значимость Василия, то ли желание церкви найти компромисс с бытовой религиозностью.
Первый расцвет юродства
Помимо откровенных чудотворцев существовали и симулянты, которые выдавали желаемое
за действительное. В летописях есть упоминания о ссылке таких персонажей в монастыри,
о публичных покаяниях и наказаниях. В XVIII веке, с приходом Петра I и его реформ,
когда церковь стала государственным институтом, лжеюродивым приписывали и колдовство.

Кроме проблем со властями, юродивые умудрялись наживать врагов среди своих же.
Они делили город на свои районы, и появление одного на чужой территории неминуемо приводило к драке. Такие столкновения провоцировали и сами горожане — посмеяться
над борьбой двух безумцев, сделать ставки и просто провести время.
Еще одна сторона безумия
Расцвет юродства в XIX веке
После XVI века рукотворное безумие постепенно выходит из моды. Против старообрядчества объявлена война, и любое нестандартное отношение к религии чревато последствиями. Проявления юродства теперь тусклые и редкие. Так продолжается до второй половины
XIX века. В это время сразу несколько юродивых прославляются в бытовой религиозности.
Один из них Иван Яковлевич Корейша. Он начал деятельность после войны 1812 года, но вскоре был упрятан почти на 50 лет в психиатрическую больницу, где и получил признание пророка.

Пророчества оказываются внятными, конкретными и содержательными. Они полны богословских отсылок, что указывает на образованность, но и тарабарщиной Корейша
не пренебрегал. Избранных людей, которые скоро станут элитой культуры, он очаровывает продолжительной беседой, а простой народ обливает супом. К нему приходили даже Толстой и Достоевский, что было естественным, учитывая набожность обоих.
Современное юродство
Сегодня, казалось бы, мир видел всё, художники-акционисты подстраиваются под светское общество, которое в принципе нечем удивить. Постмодерн перешел из сакрального и религиозного в искусство, и теперь юродство — это такая метафора для выражения художественной мысли в социальном или политическом контексте.
Василий Блаженный
Иван Корейша
Русь безумная:
краткая история
юродства
и святая оппозиция
морали
500 лет назад на Руси, на городской улице или сельской дороге, встречались персонажи, непохожие ни на кого внешне и такие же загадочные внутри.
Их называли юродивыми, рукотворными безумцами, больными и святыми одновременно. Они отказывались от материальных благ и шли шокировать народ своими выходками — бегом без одежды, несвязными воплями
и вторжением в личное пространство сограждан. Цель такой откровенности — заставить общество задуматься
о жизни, взглянуть на темные стороны души через пример другого.


Хоть внешне они и казались опасными пришельцами, внутри у многих сидели благие мотивы. Из инструментов у юродивых были только эпатаж, небрежный внешний вид и непостижимая фантазия. Несмотря
на скудный арсенал, амбиции взывали
к духовному просвещению и улучшению социально-политической среды. И вот, откуда пошла мода на городских сумасшедших.
Первое проявление безумия
Еще до Христа пророки Ветхого Завета привлекали внимание окружающих
к покаянию перед всевышним через эпатажное поведение. Исаия ходил нагим
3 года, говоря тем самым о грядущем плене египтянами. Осия намеренно женился
на падшей женщине, показывая неверность израильтян их богу. Иезекииль ел хлеб
на коровьей лепешке, а тарелкой выбрал камень, что отсылало к Иерусалиму
в осаде. Уже тогда можно было заметить экстравагантную подачу и метафорическую отсылку, цель которых — обратить как можно больше глаз на причины и следствия людских бед. Подобные случаи встречались
и в античном мире, ярчайший пример — философ Диоген Синопский.

Большинство юродивых основывали свои безумства на посланиях Апостола Павла. Они стали значительной частью христианского богословия в Новом Завете и говорили о необходимости следовать пути Иисуса. В одном послании Павел призывает:

«Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем,тот будь безумным, чтобы быть мудрым»

Больше всего юродивых история помнит
на Руси после ее крещения. И сегодня православная церковь почитает 36 таких имен. Первый из известных — Прокопий Устюжский, приехавший с Европы, а самый прославленный — Василий Блаженный, чьим именем в народе называют московский Покровский собор.
Особенности поведения
юродивых

  • Строго аскетический образ жизни
  • Отрицание общепринятых моральных
    устоев
  • Религиозность и набожность
  • Вызывающий эпатаж
  • Отсутствие денег и работы
  • Попрошайничество
  • Малоприятный внешний вид
  • Жажда странствий

Юродивые поражали и народ, и царей. Например, Иван Грозный трепетно относился к таким безумцам: когда его обругали
и предсказали смерть от молнии, царь просил молиться, чтобы избежать такой участи.

Юродивые считали себя слугами общества
и высших сил, и заставляли других задуматься о совести, морали, обо всех плохих поступках и привязанности к вещам. Естественно, это видела и власть. Управленцы всех уровней понимали силу рукотворных безумцев и зачастую не вмешивались в их жизнь, некоторых даже приглашали ко двору. Тот же Иван Грозный любил беседовать с юродивыми перед принятием решений. Люди того времени считали, что это божественное откровение, посланники бога и вообще святые. Такой имидж поддерживался и за счет сакральности — никто не давал ответов
и не старался объяснить поступки,
что только укрепляло ореол таинственности.
XIII–XVI века — время самого яркого проявления религиозного сознания на Руси и период политических землетрясений.
Это и борьба с татаро-монголами,
и объединение русских земель вокруг Москвы, и правление Ивана Грозного. Чтобы пережить такие потрясения, народ объединялся вокруг религии и безумия, отражением которых были юродивые.

История Василия Блаженного проводит нас как раз через эти события. Самый известный безумец родился при Иване III, а умер спустя 90 лет при Иване IV. Его семья происходила из предместий Москвы и имела статус благочестивых христиан, тихих и набожных. Семья отдает молодого Василия в ученики
к сапожнику, где и раскрывается
его настоящий талант.

Однажды в их мастерскую пришел клиент
и заказал несколько пар обуви. Василий начал громко смеяться. Когда его спросили, в чем дело, он назвал заказ странным, ведь человек всё равно не успеет обкатать обувку. Никто ничего не понял, но на следующий день заказчик умер. Все, включая самого Василия, тотчас уловили связь между событием и сказанным ранее. Так провидец ушел от сапожника и стал юродствовать.

Он отказался от одежды и дома, и ушел скитаться по городу. Там его боятся, им восхищаются, но все без исключения принимают за святого. В поступках
он непредсказуем. Иногда Василий подает купцам милостыню. На смех богачей
он отвечает: «пригодится». После чего купец разоряется. Василий устраивает погром
в лавке, и другой купец признается
в недобрых делах. Юродивый бросает камни
в дома, а другие дома целует. И отношение
к жителям меняется.

Почитание Василия становится официальным спустя 30 лет после смерти, его причисляют к святым. Невозможно утверждать, что этому послужило — то ли социальный статус и значимость Василия,
то ли желание церкви найти компромисс
с бытовой религиозностью.
Первый расцвет юродства
Помимо откровенных чудотворцев существовали симулянты, которые выдавали желаемое за действительное. В летописях есть упоминания о ссылке таких персонажей в монастыри, о публичных покаяниях
и наказаниях. В XVIII веке, с приходом
Петра I и его реформ, когда церковь стала государственным институтом, лжеюродивым приписывали и колдовство.

Кроме проблем со властями, юродивые умудрялись наживать врагов среди своих же. Они делили город на свои районы,
и появление одного на чужой территории неминуемо приводило к драке. Такие столкновения провоцировали и сами горожане — посмеяться над борьбой двух безумцев, сделать ставки и просто провести время.
Еще одна сторона безумия
Расцвет юродства в XIX веке
После XVI века рукотворное безумие постепенно выходит из моды. Против старообрядчества объявлена война,
и любое нестандартное отношение к религии чревато последствиями. Проявления юродства теперь тусклые и редкие.
Так продолжается до второй половины XIX века. В это время сразу несколько юродивых прославляются в бытовой религиозности. Один из них Иван Яковлевич Корейша.
Он начал деятельность после войны 1812 года, но вскоре был упрятан почти на 50 лет в психиатрическую больницу, где и получил признание пророка.

Пророчества оказываются внятными, конкретными и содержательными. Они полны богословских отсылок, что указывает на образованность, но и тарабарщиной Корейша не пренебрегал. Избранных людей, которые скоро станут элитой культуры,
он очаровывает продолжительной беседой,
а простой народ обливает супом. К нему приходили даже Толстой и Достоевский,
что было естественным, учитывая набожность обоих.
Современное юродство
Сегодня, казалось бы, мир видел всё, художники-акционисты подстраиваются под светское общество, которое в принципе нечем удивить. Постмодерн перешел
из сакрального и религиозного в искусство,
и теперь юродство — это такая метафора
для выражения художественной мысли
в социальном или политическом контексте.
Василий Блаженный
Иван Корейша
Made on
Tilda